Главная - Образование - Аспирантура

Образование / Аспирантура

Поступать в аспирантуру могут выпускники вузов, имеющие уровень образования не ниже магистратуры или специалитета. Основное время аспиранты уделяют научно-исследовательской работе. Каждый аспирант имеет научного руководителя, с которым, следуя индивидуальному плану, готовит научно-квалификационную диссертационную работу.

ПЕРЕЧЕНЬ НАПРАВЛЕНИЙ И НАПРАВЛЕННОСТЕЙ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ ИФИЖ ННГУ В 2017-2018 УЧ.Г.

42.06.01 — Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело — 10.01.10 — Журналистика

Основная образовательная программа подготовки аспирантов по направлению подготовки 42.06.01 «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело» и направленности «Журналистика» имеет своей основной целью подготовку высококвалифицированных преподавателей-исследователей, обладающих широким общенаучным кругозором, глубокими знаниями теории и практики средств массовой информации и информационно-библиотечного дела, способных к инновационной деятельности в сфере науки и образования и обладающих универсальными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, необходимыми для успешной работы в высшей школе, с учетом особенностей научной школы ННГУ и потребностей рынка труда Нижегородского региона.

Срок освоения ОПОП аспирантуры 3 года по очной форме, 4 года по заочной форме.

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры по направлению подготовки 42.06.01 «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело» и направленности «Журналистика» (программа аспирантуры) включает средства массовой информации (газеты, журналы, телевидение, радиовещание, информационные агентства, интернет-СМИ), другие средства массовой коммуникации (новые медиа, службы рекламы и связей с общественностью), книгоиздательства и информационно-библиотечные системы, а также исследовательские и образовательные организации в данной сфере.

Основные дисциплины программы: «Интегрированные социальные коммуникации», «Актуальные проблемы современной журналистики», «Медиапедагогика».

Важным аспектом подготовки аспирантов является наличие в ННГУ им. Н.И. Лобачевского Медиа-центра, оснащенного современным техническим оборудованием, что позволяет реализовывать на практике актуальные тенденции развития медиасферы, в том числе в области конвергентной журналистики и функционирования новых медиа.

45.06.01 — Языкознание и литературоведение — 10.01.01 — Русская литература

Цель программы – подготовка аспирантов к научно-исследовательской и преподавательской деятельности в области истории и теории русской литературы.

Срок обучения – 3 года по очной форме

Основные направления научных исследований – древнерусская литература; фольклорные и мифологические аспекты русской литературы Нового времени; история русской литературы XVIII века; поэтика русской литературы; пушкинистика; лермонтоведение; горьковедение; русская литература Серебряного века; история советской литературы; новейшая русская литература; международные связи русской литературы; теоретические принципы построения истории русской литературы; русская литература и кинематограф; визуальная поэзия; история русского стиха; литературная регионалистика; поэтика и социальная функция сетевой литературы.

Важным преимуществом программы «Русская литература» является возможность использования обучающимися уникальной ресурсной базы таких организационных единиц кафедры русской литературы ННГУ, как Фольклорный архив, Фольклорный центр и Центр литературного краеведения.

45.06.01 — Языкознание и литературоведение — 10.01.03 — Литература народов стран зарубежья

Цель Программы — формирование у выпускников аспирантуры универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС по соответствующему направлению подготовки с учетом особенностей научной школы ННГУ и потребностей рынка труда Нижегородского региона.

Задачи образовательной программы выражены в системе компетенций, к формированию которых призвана реализация этой программы, и состоят в следующем:

  • подготовка выпускников, владеющих общей культурой мышления, способностью к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию;
  • подготовка выпускников к научно-исследовательской деятельности в области литературы народов стран зарубежья;
  • обеспечение активной научной-исследовательской деятельности аспирантов в ходе обучения;
  • подготовка выпускников к педагогической деятельности в высшей школе.

Срок обучения: 3 года по очной форме.

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры по направлению подготовки 45.06.01 «Языкознание и литературоведение» и направленности «Литература народов стран зарубежья» включает филологию, лингвистику и смежные сферы гуманитарной научной и практической деятельности (с учетом направленности программы).

Выпускник подготовлен к осуществлению:
— научной и практической деятельности в сфере исследования художественной литературы в ее современном состоянии и историческом развитии;
— научно-исследовательской деятельности в научных и научно-педагогических учреждениях, организациях и подразделениях;
— педагогической деятельности в системе среднего общего, среднего специального образования и высшего профессионального образования, связанной с использованием знаний и умений в области филологии в учреждениях образования, культуры, управления, в СМИ, в области межкультурной коммуникации и других областях социально-гуманитарной деятельности;
— проектной деятельности в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, литературных и литературно-художественных музеях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, масс-медийной и коммуникативной областях.

Основные профессиональные дисциплины образовательной программы: История и теория зарубежного литературоведения XIX-XX вв.; Концепции зарубежного литературоведения второй половины XX-начала XXI вв.; Актуальные проблемы современного сравнительного литературоведения; Мировая литература в контексте теории игровой культуры; Европейская литература и проблема интеграции искусств
Жанровое своеобразие немецкой литературы в историческом развитии; Жанры английской литературы в историческом развитии; Типология американского романа; Жанровые модификации французского романа; Жанровое своеобразие скандинавской литературы.

45.06.01 — Языкознание и литературоведение — 10.02.01 — Русский язык

Цель Программы – подготовка специалистов-лингвистов нового типа, способных, в условиях новых коммуникативных потребностей, ориентироваться в крайне разнообразном спектре как собственно лингвистических, так и общегуманитарных научных теорий, направлений и дисциплин и на этой основе формировать самостоятельные стратегии научного поиска в избранной области в контексте интердисциплинарных связей.

Срок обучения: 3 года по очной форме.

Основные направления научных исследований:

  • когнитивно-дискурсивный анализ лексики, грамматики и текста, проблемы языковой картины мира и языковой концептуализации мира, основанные на актуальных идеях лингвистического антропоцентризма;
  • лингвокультурологические исследования фактов современного русского языка, истории русского языка и текста, основанные на новейших принципах концептуального анализа «языка культуры», в том числе в сопоставительном освещении;
  • активные процессы в лексике, словообразовании и грамматике современного русского языка в дискурсах разного типа (Интернет-коммуникация, дискурс СМИ, политический дискурс, художественный дискурс и пр.), в том числе в аспекте теории вербальной агрессии, теории речевого воздействия и языкового манипулирования;
  • современные тенденции в формировании и развитии терминосистем, терминоведении и терминографии, в создании терминологических баз данных нового типа с применением компьютерных технологий.

Выбор направлений обусловлен ориентированностью программы на новейшие достижения современной лингвистики, основанные на когнитивно-ориентированных и антропоцентрических принципах современного гуманитарного знания.

В результате обучения по данной программе у выпускников формируется профессиональная компетенция, позволяющая преподавать русский язык как родной язык и как иностранный на курсах, в средних и высших учебных заведениях России и за рубежом, работать в органах образования разного уровня, а также в образовательно-просветительских учреждениях (музеи, образовательные центры, дома творчества и пр.), в печатных, электронных и Интернет-СМИ, в области научно-технического и литературного редактирования, перевода текстов разной направленности, а также сотрудничать в качестве специалистов широкого лингвистического профиля (референтов, лингвистов-консультантов, специалистов по семантике) в пресс-службах, пресс-центрах государственных органов и коммерческих структур.

Широкая, разносторонняя и вместе с тем универсальная подготовка, позволяющая диверсифицировать полученные знания применительно к разным возможным сферам их применения, обеспечивает значительные конкурентные преимущества выпускников, обучающихся по данной программе обучения аспирантов.

45.06.01 — Языкознание и литературоведение — 10.02.04 — Германские языки

Цель Программы – подготовка высококвалифицированных специалистов широкого профиля в области лингвистических исследований, обладающих необходимыми компетенциями для решения актуальных проблем, связанных с семантико-функциональной природой языковых единиц, в том числе на стыке смежных дисциплин, и для преподавания в высшей школе.

Срок обучения – три года по очной форме.

Квалификация – Исследователь. Преподаватель-исследователь.

Основные направления научных исследований – актуальные проблемы лингвистики, связанные с семантико-функциональной природой языковых единиц в германских языках, в том числе:

  • выявление и решение актуальных проблем лингвистики на морфологическом и синтаксическом уровнях;
    лингвокультурологический аспект исследования семантики и прагматики языковых единиц;
  • языковые единицы как средство репрезентации концептуального содержания;
  • когнитивный подход в лингвистических исследованиях как способ отражения процесса формирования содержания лингвистических единиц;
  • современные методологические принципы лингвистического исследования с использованием данных смежных дисциплин как теоретическая база для глубокого и всестороннего раскрытия дискурсовых характеристик разноуровневых средств концептуализации и категоризации явлений объективной действительности;
  • принципы полевого исследования как способа систематизации языковых средств определенной семантической сферы.

Подробности об аспирантуре ИФИЖ: http://priem-phd.unn.ru/news

Направления подготовки

Все новости