Ученая степень |
Кандидат филологических наук
|
|||||||
Ученое звание |
Доцент
|
|||||||
Количество опубликованных научных работ |
58
|
|||||||
Количество опубликованных учебно-методических работ |
15
|
|||||||
Преподаваемые дисциплины | «Современный русский язык», «Введение в языкознание», «Лингвокультурология», «Основы лингвокультурологии», «Психолингвистика», «Психолингвистика и основы НЛП», «Основы межкультурной коммуникации», «Методика и методология филологического исследования» | |||||||
Год рождения |
1946
|
|||||||
Год защиты диссертации |
22.06.1979
|
|||||||
Тема диссертации |
«Опыт изучения терминологии на материале философских текстов»
|
|||||||
Область научных интересов |
когнитивная лингвистика, психолингвистика, лингвокультурология, межкультурная коммуникация, методика преподавания русского языка как иностранного.
|
|||||||
Основные из опубликованных научных работ | 1.Термины языка и термины речи. В.сб. «Термин и слово». Горьковский университет, Горький, 1985 2. Термины и понятия «язык» и «речь» в учебной литературе по языкознанию. В сб. «Термины в научной и учебной литературе». Горьковский университет, Горький, 1986. (в соавторстве) 3. Термин «синтагматика» в словарях и учебной литературе по языкознанию. В сб. «Термины в научной и учебной литературе». Горьковский университет, Горький, 1989. 4.Предметно-понятийная отнесенность термина «парадигма». В сб. «Термины в научной и учебной литературе». Горьковский университет, Горький, 1991. 5. Понятия «значение» и «смысл» в практике преподавания русского языка в иноязычной среде (в соавторстве); 6. Лингвистические принципы подхода к созданию учебника русского языка для иностранцев (в соавторстве) 7. Научный стиль в аспекте преподавания русского языка как иностранного // Актуальные вопросы русистики и общего языкознания: Сб. наун. трудов, посв. 70-летию М. А. Михайлова. – Н. Новгород, 1999 8. Лексикографическое описание лексики христианства // Ученые записки Волго-Вятского отделения Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры: Сб. статей. – Нижний Новгород, 2003. – Вып. 12. – С. 161-164 (в соавторстве ). 9 Изучение концептов в русской народной сказке // Вестник ННГУ. Серия Филология. – Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2003. – Вып. 1(4). – С. 124-131 (в соавторстве); 10. Концептосфера русской народной сказки и практика преподавания русского языка как иностранного // Вестник ННГУ. Серия Филология. – Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2004. – Вып. 1(5). – С. 152–157 (в соавторстве). 11. Языковая объективация гештальта «святость» (на материале «Жития Кирилла Белозерского». Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. № 4. часть 2. – Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И.Лобачевского, 2010. – стр. 491 – 493 (в соавторстве) 12. Словарь комбинированного типа как способ лексикографического описания концептосферы русской народной сказки. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 6. Часть 2. – Нижний Новгород: Из-во ННГУ им. Лобачевского, 2011. – стр. 130 – 135. (в соавторстве) .13. Русский язык в действительности и действительность в языке. Ученые записки Волго-Вятского отделения Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры. Выпуск двадцать первый. – Нижний Новгород, 2011. – стр. 99-109 (в соавторстве) . 14. Концепт «душа» в когнитивной картине мира А.С. Пушкина. Ученые записки Волго-Вятского отделения Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры. Выпуск тридцать первый. – Нижний Новгород, 2013 – стр. 72-78. 15. К проблеме психологической реальности антропонимов русской народной сказки. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. №6. часть 2. – Н. Новгород: Изд. ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2013 – стр. 54 – 58. 16. Имя собственное Иван как национально-прецедентный феномен. Новая русистика (Nová rusistika). Международный журнал современной филологической и ареальной русистики. № 2. — Česká asociace slavistů, Brno, Česká republika, 2014 — ISSN 1803-4950, стр. 23-29 17. Концепт жизнь в концептосфере русского фольклора. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. №2. часть 2. – Н. Новгород: Изд. ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2015 – стр.366-370. 18. Смысловые компоненты текста в аспекте формирования вторичной языковой личности. «Научное наследие Б.Н. Головина в свете актуальных проблем современного языкознания. (К 100-летию со дня рождения Б.Н. Головина). Сборник статей по материалам Международной научной конференции. – Н. Новгород, ДЕКОМ, 2016. – с.397-401. (в соавторстве). 19. Научное наследие Б.Н. Головина. Избранные труды (к 100-летию со дня рождения) / Авторы-составители С.Н. Виноградов, Т.М. Горшкова, Н.Н. Лаврова, Л.И. Ручина, С.А. Рылов. – Нижний Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского. 2016 – 310 с. |
|||||||
Основные из опубликованных учебно-методических работ | 1. Методические материалы, обеспечивающие взаимосвязь курсов «Введение в языкознание» и «Современный русский язык». Части I, II. (в соавторстве); 2. Филологические олимпиады. Материалы для анализа текста (в соавторстве) 3. Времена года: учебно-методическое пособие для иностранных студентов. – Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2001. – 28 с. (в соавторстве); 4. Русский язык для иностранных студентов (начальный этап обучения). – Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2004. – 256 с. (в соавторстве); 5. «Этот царственно поставленный над всем востоком России город…»: учебно-методическое пособие для иностранных студентов. – Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2004. – 134 с. (в соавторстве); 6. Методические указания по составлению словаря концептов русского фольклора: учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2005. – 15 с. (в соавторстве). 7. «Введение в языкознание»: практикум.- Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2008. – 24 с. (в соавторстве). 8. Словарь концептов русской народной сказки. Часть 1. Родственные связи: учебно-методическое пособие. – Нижний новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2011. – 170 с. (в соавторстве с Анисимовой Е.В., Л. И. Ручиной, Синелевой А.В.). 9. Ассоциативный эксперимент как один из методов изучения концептосферы русского фольклора: учебно-методическое пособие. Части 1, 2, 3. — Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета. (в соавторстве) 10. Горшкова Т.М., Ручина Л.И., Грехнева Л.В., Переслегина Е.Р., Синелева А.В. Словарь концептов русской народной сказки // Словарь концептов русской народной сказки. Часть 2. Социальная функция. 178 стр. Электронное издание. Регистрационный номер 1114.16.09. Зарегистрирован в ФЭОР ННГУ. Н.Новгород: Издательство ННГУ. 2016. 178 c. |
|||||||
Повышение квалификации | • 2008 — Программа «Подготовка экспертов региональной предметной комиссии по предмету русский язык» («Нижегородский институт развития образования»)• 2009 — Программа «Подготовка экспертов региональной предметной комиссии по предмету русский язык» («Нижегородский институт развития образования»)
• 2015 г. — Дополнительная профессиональная программа «Дистанционные образовательные технологии» (ННГУ им. Н.И. Лобачевского) • 2017 г. – Дополнительная профессиональная программа «Электронная информационно-образовательная среда вуза» (ННГУ им. Н.И. Лобачевского) • 2018 г. – Дополнительная профессиональная программа «Оказание первой медицинской помощи» (ННГУ им. Н.И. Лобачевского) • 2018 г. – Дополнительная профессиональная программа «Активные процессы в современном русском языке и их отражение в вузовской практике преподавания русского языка как иностранного» (ННГУ им. Н.И. Лобачевского) |
|||||||
Почетная грамота Министерства образования Российской Федерации
Почетный работник Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. gorshtat@yandex.ru |