A
A
A

Цвет сайта

A
A
Обычная версия

Горшкова Татьяна Михайловна

Доцент

Ученая степень
Кандидат филологических наук
Ученое звание
Доцент
Преподаваемые дисциплины «Введение в языкознание», «Современный русский язык», «Психолингвистика», «Основы психолингвистики», «Лингвокультурология», «Основы лингвокультурологии», «Методы и методики филологического исследования», «Основы межкультурной коммуникации»

Год защиты диссертации
22.06.1979
Тема диссертации
«Опыт изучения терминологии на материале философских текстов»
Область научных интересов
когнитивная лингвистика, лингвокультурология, психолингвистика, межкультурная коммуникация, научно-методические аспекты преподавания русского языка как иностранного.
Основные из опубликованных научных работ 1.Термины языка и термины речи. В.сб. «Термин и слово». Горьковский университет, Горький, 1985
2. Термины и понятия «язык» и «речь» в учебной литературе по языкознанию. В сб. «Термины в научной и учебной литературе». Горьковский университет, Горький, 1986. (в соавторстве)
3. Термин «синтагматика» в словарях и учебной литературе по языкознанию. В сб. «Термины в научной и учебной литературе». Горьковский университет, Горький, 1989.
4.Предметно-понятийная отнесенность термина «парадигма». В сб. «Термины в научной и учебной литературе». Горьковский университет, Горький, 1991.
5. Понятия «значение» и «смысл» в практике преподавания русского языка в иноязычной среде (в соавторстве);
6. Лингвистические принципы подхода к созданию учебника русского языка для иностранцев (в соавторстве)
7. Научный стиль в аспекте преподавания русского языка как иностранного // Актуальные вопросы русистики и общего языкознания: Сб. наун. трудов, посв. 70-летию М. А. Михайлова. – Н. Новгород, 1999
8. Лексикографическое описание лексики христианства // Ученые записки Волго-Вятского отделения Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры: Сб. статей. – Нижний Новгород, 2003. – Вып. 12. – С. 161-164 (в соавторстве ).
9 Изучение концептов в русской народной сказке // Вестник ННГУ. Серия Филология. – Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2003. – Вып. 1(4). – С. 124-131 (в соавторстве);
10. Концептосфера русской народной сказки и практика преподавания русского языка как иностранного // Вестник ННГУ. Серия Филология. – Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2004. – Вып. 1(5). – С. 152–157 (в соавторстве).
11. Языковая объективация гештальта «святость» (на материале «Жития Кирилла Белозерского». Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. № 4. часть 2. – Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И.Лобачевского, 2010. – стр. 491 – 493 (в соавторстве)
12. Словарь комбинированного типа как способ лексикографического описания концептосферы русской народной сказки. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 6. Часть 2. – Нижний Новгород: Из-во ННГУ им. Лобачевского, 2011. – стр. 130 – 135. (в соавторстве)
.13. Русский язык в действительности и действительность в языке. Ученые записки Волго-Вятского отделения Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры. Выпуск двадцать первый. – Нижний Новгород, 2011. – стр. 99-109 (в соавторстве) .
14. Концепт «душа» в когнитивной картине мира А.С. Пушкина. Ученые записки Волго-Вятского отделения Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры. Выпуск тридцать первый. – Нижний Новгород, 2013 – стр. 72-78.
15. К проблеме психологической реальности антропонимов русской народной сказки. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. №6. часть 2. – Н. Новгород: Изд. ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2013 – стр. 54 – 58.
16. Имя собственное Иван как национально-прецедентный феномен. Новая русистика (Nová rusistika). Международный журнал современной филологической и ареальной русистики. № 2. — Česká asociace slavistů, Brno, Česká republika, 2014 — ISSN 1803-4950, стр. 23-29
17. Концепт жизнь в концептосфере русского фольклора. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. №2. часть 2. – Н. Новгород: Изд. ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2015 – стр.366-370.
18. Смысловые компоненты текста в аспекте формирования вторичной языковой личности. «Научное наследие Б.Н. Головина в свете актуальных проблем современного языкознания. (К 100-летию со дня рождения Б.Н. Головина). Сборник статей по материалам Международной научной конференции. – Н. Новгород, ДЕКОМ, 2016. – с.397-401. (в соавторстве).
19. Научное наследие Б.Н. Головина. Избранные труды (к 100-летию со дня рождения) / Авторы-составители С.Н. Виноградов, Т.М. Горшкова, Н.Н. Лаврова, Л.И. Ручина, С.А. Рылов. – Нижний Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского. 2016 – 310 с.
Основные из опубликованных учебно-методических работ 1. Методические материалы, обеспечивающие взаимосвязь курсов «Введение в языкознание» и «Современный русский язык». Части I, II. (в соавторстве);
2. Филологические олимпиады. Материалы для анализа текста (в соавторстве)
3. Времена года: учебно-методическое пособие для иностранных студентов. – Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2001. – 28 с. (в соавторстве);
4. Русский язык для иностранных студентов (начальный этап обучения). – Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2004. – 256 с. (в соавторстве);
5. «Этот царственно поставленный над всем востоком России город…»: учебно-методическое пособие для иностранных студентов. – Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2004. – 134 с. (в соавторстве);
6. Методические указания по составлению словаря концептов русского фольклора: учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2005. – 15 с. (в соавторстве).
7. «Введение в языкознание»: практикум.- Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2008. – 24 с. (в соавторстве).
8. Словарь концептов русской народной сказки. Часть 1. Родственные связи: учебно-методическое пособие. – Нижний новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2011. – 170 с. (в соавторстве с Анисимовой Е.В., Л. И. Ручиной, Синелевой А.В.).
9. Ассоциативный эксперимент как один из методов изучения концептосферы русского фольклора: учебно-методическое пособие. Части 1, 2, 3. — Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета. (в соавторстве)
10. Горшкова Т.М., Ручина Л.И., Грехнева Л.В., Переслегина Е.Р., Синелева А.В. Словарь концептов русской народной сказки // Словарь концептов русской народной сказки. Часть 2. Социальная функция. 178 стр. Электронное издание. Регистрационный номер 1114.16.09. Зарегистрирован в ФЭОР ННГУ. Н.Новгород: Издательство ННГУ. 2016. 178 c.
Повышение квалификации 1. Основы использования информационных систем и управление данными, НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2022.

2. Противодействие распространению идеологии терроризма и экстремизма в молодежной среде, НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2022.

3. Основы деструктологии, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2022.

4. Создание онлайн-курсов в формате МООК, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2020.

5. Активные процессы в современном русском языке и их отражение в вузовской практике преподавания русского языка как иностранного, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2018.

6. Оказание первой помощи, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2018.

7. Электронная информационно-образовательная среда вуза, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2017.

8. Дистанционные образовательные технологии, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2015.

9. Научно-практическая конференция с элементами научной школы «Когнитивно-дискурсивный подход к исследованию явлений языка и культуры», 2016.

Награждена нагрудным знаком «Почетный работник Национально-исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского», 2016.

Преподавала русский язык по индивидуальным и групповым программам гражданам США, Канады, Германии, Италии, Дании, Финляндии, Турции, Южной Кореи.

Все новости