Горшкова Татьяна Михайловна

Доцент

 

 

 

 

 

 

Ученая степень
Кандидат филологических наук
Ученое звание
Доцент
Количество опубликованных научных работ
58
Количество опубликованных учебно-методических работ
15
Преподаваемые дисциплины «Современный русский язык», «Введение в языкознание», «Лингвокультурология», «Основы лингвокультурологии», «Психолингвистика», «Психолингвистика и основы НЛП», «Основы межкультурной коммуникации», «Методика и методология филологического исследования»

Год рождения
1946
Год защиты диссертации
22.06.1979
Тема диссертации
«Опыт изучения терминологии на материале философских текстов»
Область научных интересов
когнитивная лингвистика, психолингвистика, лингвокультурология, межкультурная коммуникация, методика преподавания русского языка как иностранного.
Основные из опубликованных научных работ 1.Термины языка и термины речи. В.сб. «Термин и слово». Горьковский университет, Горький, 1985
2. Термины и понятия «язык» и «речь» в учебной литературе по языкознанию. В сб. «Термины в научной и учебной литературе». Горьковский университет, Горький, 1986. (в соавторстве)
3. Термин «синтагматика» в словарях и учебной литературе по языкознанию. В сб. «Термины в научной и учебной литературе». Горьковский университет, Горький, 1989.
4.Предметно-понятийная отнесенность термина «парадигма». В сб. «Термины в научной и учебной литературе». Горьковский университет, Горький, 1991.
5. Понятия «значение» и «смысл» в практике преподавания русского языка в иноязычной среде (в соавторстве);
6. Лингвистические принципы подхода к созданию учебника русского языка для иностранцев (в соавторстве)
7. Научный стиль в аспекте преподавания русского языка как иностранного // Актуальные вопросы русистики и общего языкознания: Сб. наун. трудов, посв. 70-летию М. А. Михайлова. – Н. Новгород, 1999
8. Лексикографическое описание лексики христианства // Ученые записки Волго-Вятского отделения Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры: Сб. статей. – Нижний Новгород, 2003. – Вып. 12. – С. 161-164 (в соавторстве ).
9 Изучение концептов в русской народной сказке // Вестник ННГУ. Серия Филология. – Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2003. – Вып. 1(4). – С. 124-131 (в соавторстве);
10. Концептосфера русской народной сказки и практика преподавания русского языка как иностранного // Вестник ННГУ. Серия Филология. – Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2004. – Вып. 1(5). – С. 152–157 (в соавторстве).
11. Языковая объективация гештальта «святость» (на материале «Жития Кирилла Белозерского». Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. № 4. часть 2. – Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И.Лобачевского, 2010. – стр. 491 – 493 (в соавторстве)
12. Словарь комбинированного типа как способ лексикографического описания концептосферы русской народной сказки. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 6. Часть 2. – Нижний Новгород: Из-во ННГУ им. Лобачевского, 2011. – стр. 130 – 135. (в соавторстве)
.13. Русский язык в действительности и действительность в языке. Ученые записки Волго-Вятского отделения Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры. Выпуск двадцать первый. – Нижний Новгород, 2011. – стр. 99-109 (в соавторстве) .
14. Концепт «душа» в когнитивной картине мира А.С. Пушкина. Ученые записки Волго-Вятского отделения Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры. Выпуск тридцать первый. – Нижний Новгород, 2013 – стр. 72-78.
15. К проблеме психологической реальности антропонимов русской народной сказки. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. №6. часть 2. – Н. Новгород: Изд. ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2013 – стр. 54 – 58.
16. Имя собственное Иван как национально-прецедентный феномен. Новая русистика (Nová rusistika). Международный журнал современной филологической и ареальной русистики. № 2. — Česká asociace slavistů, Brno, Česká republika, 2014 — ISSN 1803-4950, стр. 23-29
17. Концепт жизнь в концептосфере русского фольклора. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. №2. часть 2. – Н. Новгород: Изд. ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2015 – стр.366-370.
18. Смысловые компоненты текста в аспекте формирования вторичной языковой личности. «Научное наследие Б.Н. Головина в свете актуальных проблем современного языкознания. (К 100-летию со дня рождения Б.Н. Головина). Сборник статей по материалам Международной научной конференции. – Н. Новгород, ДЕКОМ, 2016. – с.397-401. (в соавторстве).
19. Научное наследие Б.Н. Головина. Избранные труды (к 100-летию со дня рождения) / Авторы-составители С.Н. Виноградов, Т.М. Горшкова, Н.Н. Лаврова, Л.И. Ручина, С.А. Рылов. – Нижний Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского. 2016 – 310 с.
Основные из опубликованных учебно-методических работ 1. Методические материалы, обеспечивающие взаимосвязь курсов «Введение в языкознание» и «Современный русский язык». Части I, II. (в соавторстве);
2. Филологические олимпиады. Материалы для анализа текста (в соавторстве)
3. Времена года: учебно-методическое пособие для иностранных студентов. – Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2001. – 28 с. (в соавторстве);
4. Русский язык для иностранных студентов (начальный этап обучения). – Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2004. – 256 с. (в соавторстве);
5. «Этот царственно поставленный над всем востоком России город…»: учебно-методическое пособие для иностранных студентов. – Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2004. – 134 с. (в соавторстве);
6. Методические указания по составлению словаря концептов русского фольклора: учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2005. – 15 с. (в соавторстве).
7. «Введение в языкознание»: практикум.- Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2008. – 24 с. (в соавторстве).
8. Словарь концептов русской народной сказки. Часть 1. Родственные связи: учебно-методическое пособие. – Нижний новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2011. – 170 с. (в соавторстве с Анисимовой Е.В., Л. И. Ручиной, Синелевой А.В.).
9. Ассоциативный эксперимент как один из методов изучения концептосферы русского фольклора: учебно-методическое пособие. Части 1, 2, 3. — Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета. (в соавторстве)
10. Горшкова Т.М., Ручина Л.И., Грехнева Л.В., Переслегина Е.Р., Синелева А.В. Словарь концептов русской народной сказки // Словарь концептов русской народной сказки. Часть 2. Социальная функция. 178 стр. Электронное издание. Регистрационный номер 1114.16.09. Зарегистрирован в ФЭОР ННГУ. Н.Новгород: Издательство ННГУ. 2016. 178 c.
Повышение квалификации • 2008 — Программа «Подготовка экспертов региональной предметной комиссии по предмету русский язык» («Нижегородский институт развития образования»)• 2009 — Программа «Подготовка экспертов региональной предметной комиссии по предмету русский язык» («Нижегородский институт развития образования»)

• 2015 г. — Дополнительная профессиональная программа «Дистанционные образовательные технологии» (ННГУ им. Н.И. Лобачевского)

• 2017 г. – Дополнительная профессиональная программа «Электронная информационно-образовательная среда вуза» (ННГУ им. Н.И. Лобачевского)

• 2018 г. – Дополнительная профессиональная программа «Оказание первой медицинской помощи» (ННГУ им. Н.И. Лобачевского)

• 2018 г. – Дополнительная профессиональная программа «Активные процессы в современном русском языке и их отражение в вузовской практике преподавания русского языка как иностранного» (ННГУ им. Н.И. Лобачевского)

Почетная грамота Министерства образования Российской Федерации
Почетный работник Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского.
gorshtat@yandex.ru
Все новости