Главная - Новости - «ВАМ ПРАВДУ ИЛИ ВЫМЫСЕЛ?» - СТАТЬЯ О ПРОЕКТЕ #СТУДFACTCHECK В ГАЗЕТЕ «ЗЕМЛЯ НИЖЕГОРОДСКАЯ»

«ВАМ ПРАВДУ ИЛИ ВЫМЫСЕЛ?» – СТАТЬЯ О ПРОЕКТЕ #СТУДFACTCHECK В ГАЗЕТЕ «ЗЕМЛЯ НИЖЕГОРОДСКАЯ»

08 июля 2022

Газета «Земля Нижегородская» 1 июля 2022 года опубликовала статью под названием «ВАМ ПРАВДУ ИЛИ ВЫМЫСЕЛ?» (автор – Анастасия Сергеева) о природе фейка как социального феномена. Развёрнутый комментарий по данной проблеме представила доцент кафедры журналистики, заместитель директора Института филологии и журналистики по методической работе Людмила Сергеевна Макарова.

Также в публикации говорится о международном образовательном проекте EUFACTCHECK / #СТУДFACTCHECK, который в течение двух лет функционирует в Институте филологии и журналистики. Следует отметить, что второй сезон проекта завершился церемонией награждения участников  благодарственными письмами от имени ректора ННГУ Е. В. Загайновой, которая прошла 4 июля 2022 года в ИФИЖ.

Почему люди склонны верить недостоверной информации

Фейковые новости знакомы многим. Сейчас они стали частью информационного пространства. Фейк — значит подделка, ложь, недостоверная информация, выдаваемая за действительную. Намеренная неправда может распространяться в социальных сетях и традиционных средствах массовой информации. 

«Утка» как феномен

Два года назад Генеральная прокуратура России отмечала десятикратный всплеск фейков в интернете во время пандемии коронавируса. Сейчас в мире другие вызовы и, соответственно, новые поводы для создания вымышленных новостей. В беспрерывном потоке информации, которая обрушивается на людей, ложь часто воспринимается как правда, распознать ее сложно. Это стало проблемой. Яркие, с броским заголовком, фейки оказывают на сознание людей негативное воздействие, меняют образ мышления, деформируют картину мира и создают навязанное извне представление о якобы действительности. Для общества это может быть губительно и приводить к печальным последствиям, влиять на судьбы людей. Недаром для борьбы с информационными подделками в странах вводятся специальные законы. Фейки стали социальным феноменом. У них есть свои технологии создания и разоблачения, что становится некой индустрией. — Само явление фейковой информации не ново, — рассказывает кандидат филологических наук, доцент Института филологии и журналистики ННГУ им. Лобачевского, руководитель Международного образовательного проекта в ННГУ EUFactcheck / #СТУДFACTCHECK Людмила Макарова. — История журналистики знает его давно: вымышленную информацию использовали всегда. Вымысел использовали и в то же время боролись с ним. Но сейчас фейки стали более изощренными, они приобретают характер бедствия. Это связано с тем, что более совершенными стали технологии. Для создания «уток» используют технологии нейросети, манипуляции с фото и видео, другое. Например, появились так называемые «дипфейки», когда при помощи технологий происходит манипуляция — можно поменять лица людей на видео, изменить голос, место, где происходит действие.

Факты проверяют студенты

В Институте филологии и журналистики Нижегородского государственного университета имени Лобачевского действует образовательный проект EUFactcheck/#СТУДFACTCHECK, в рамках которого изучают феномен фейков и занимаются проверкой достоверности информации. Два года студенты и преподаватели были участниками европейского проекта по фактчекингу, сейчас ведут работу самостоятельно. Занимаются просветительной деятельностью. У проекта есть технология проверки или верификации информации. Она включает в себя пять маркеров, в зависимости от того, что удалось доказать: — «непроверяемое» — информация, которую невозможно верифицировать, как правило, некое мнение, а не факт; — правда, где все соответствует действительности; — в большей степени правда — есть неточности, искажения; — в большей степени ложь — факт может быть реальным, но то, как его преподносят и интерпретируют, делает сообщение ложным; — ложь. Чаще всего при проверке информации попадается частичная правда или ложь. «Классической» лжи в рамках студенческих исследований выявлено около десяти процентов. У фейковых новостей существует даже собственная типология. Первый тип — искаженная информация, это результат непроверенных фактов, где что-то искажено, неточно, но часто без злого умысла. Второй: дезинформация — это не продукт случайности, ее создали с определенной целью, нередко, чтобы опорочить личность или социальное явление. Может содержать реальные факты, но выдернутые из контекста, измененные. Третий тип: злонамеренное искажение информации. Оно находится на грани провокации, просчитывается негативный эффект. Нередко это инструмент информационного противостояния. Используются специальные технологии создания и распространения.

Не верь глазам своим

Как отмечают эксперты, технология создания фейковых новостей базируется на негативных эмоциях человека. Для того чтобы ложь оказала нужное воздействие, необходимо попасть в «болевые точки», в то, что людей волнует — это может быть отсутствие уверенности в завтрашнем дне, кризисные явления, проблемы в личной жизни. Фейки носят деструктивный характер, поэтому буквально захватывают умы. Как правило, рядовой пользователь интернета не будет анализировать полученные сведения, сверять факты и проверять источники. Негативные эмоции поглощают рациональное зерно. А быстрому распространению фейков способствует повсеместное использование социальных сетей, мессенджеров. По словам Людмилы Макаровой, чтобы увидеть и разоблачить ложную информацию, важно обладать критическим мышлением, но и его, к сожалению, не всегда достаточно. Любая ложь старается быть похожей на правду. Вере в фейки, помимо их технологического совершенства, способствуют психологические факторы. Многие люди расположены верить недостоверной информации, «жареным» фактам. Часто готовы поверить в то, что отвечает их убеждениям. Играет роль и то, что правда бывает горькой и неприглядной, а обманка привлекательной и утешительной. Мы часто держимся за свои заблуждения даже тогда, когда получаем доказательства их разоблачения. Профессиональные журналисты, которые работают в традиционных СМИ, следуют правилам, законодательству, которое регулирует их деятельность, этическим нормам. Те, кто пишет в социальных сетях, не обременены правилами, они не обязаны проверять информацию. Поэтому старые выражения: «Не верь глазам своим» и «Доверяй, но проверяй» как никогда актуальны.

Материал взят с сайта zem-nn.ru
Все новости