A
A
A

Цвет сайта

A
A
Обычная версия
Главная - Новости - Русско-польские научные контакты: лекции Романа Мниха в Институте филологии и журналистики

Русско-польские научные контакты: лекции Романа Мниха в Институте филологии и журналистики

27 ноября 2020 года состоялись онлайн-лекции научного сотрудника кафедры зарубежной литературы, профессора Варшавского университета (Польша) Романа Мниха для магистрантов и аспирантов кафедры зарубежной литературы Института филологии и журналистики Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Первая лекция была посвящена рождению и становлению теории литературы в XX веке как самостоятельной философско-эстетической дисциплины. Во второй лекции внимание было сосредоточено вокруг рецептивной эстетики, Констанцской школы и группы «Поэтика и герменевтика».

В рамках первой лекции, озаглавленной «Проблемы методологии и терминологии в европейском литературоведении первой половины ХХ века», Роман Мних указал на проблемное соотношение между вопросами эстетики и философии, их взаимодействие и развитие. Сопоставляя идеи русского формализма и философской феноменологии, профессор Мних очертил общий спектр методологических проблем, с которыми столкнулась теория литературы в первой половине XX века. Отталкиваясь от идей, изложенных, в том числе, болгарским литературоведом Галином Тихановым, лектор выстроил динамику развития теории литературы в период между двумя мировыми войнами, привлекая к своему анализу философско-теоретические и литературоведческие идеи М.М. Бахтина, Г.Г. Гадамера, М. Хайдеггера и др. В качестве иллюстративного материала, позволяющего продемонстрировать применимость герменевтической парадигмы к анализу конкретных литературных произведений, было использовано стихотворение Константиноса Кавафиса «Итака» (1911).

В рамках второй лекции – «Современные дискуссии вокруг наследия Констанцской школы рецептивной эстетики» – профессор Мних очертил широкий спектр проблем, связанных не только с теорией литературы, но с более широкой парадигмой философского, социологического и общеэстетического дискурсов, ставших предметом пристального внимания со стороны представителей так называемой рецептивной школы в литературоведении, Констанцской школы и группы «Поэтика и герменевтика». Затрагивая вопросы субъектности и индивидуальности в культуре, имманентной эстетики, прикладных задач текстологии и др., лектор показал, как менялась проблематика семинаров группы «Поэтика и герменевтика», рассказал о роли Ханса Роберта Яусса, Вольфганга Изера и Романа Ингардена в формировании рецептивного подхода к анализу литературного текста, раскрыл понятия имплицитного читателя, горизонта ожидания и др.

Отвечая на вопросы после лекций, Роман Мних указал на разницу в подходах, существующую в рамках концепции «открытого произведения» Умберто Эко и рецептивного анализа; указал на важность сохранения истории литературы как академической дисциплины, которая не должна быть замещена на историю восприятия литературы, а также о состоянии современной теории литературы в её связи с философским дискурсом, находящем отражение в том числе в трудах Вернера Хамахера.

Слушателями лекций стали более 25 магистрантов и аспирантов кафедры зарубежной литературы, а также преподаватели кафедры; изложенный в рамках лекций материал послужил основой для плодотворной дискуссии и обсуждения, состоявшихся после их завершения.

 

Все новости