Главная - Новости - О науке без фейков

О науке без фейков

09 марта 2023

В февральском номере журнала «Поиск-НН» опубликована статья о сетевом студенческом образовательном проекте Университета Лобачевского «СТУДФАКТЧЕК».

 

Понятие «фейковые новости», «фейковая журналистика» прочно вошли в современное информационное пространство. Термин «фейковые новости» не имеет общепринятого значения. Это связано с тем, что “новостью” принято называть достоверную информацию, распространяемую в общественных интересах. В этом смысле «фейковые новости», «фейк-ньюс» – оксюморон, подрывающий доверие к верифицированной информации, т. е. реальным новостям. Фактчекинг — это проверка сообщений в СМИ и социальных медиа с использованием определенных технологий, с помощью которой выявляются несоответствия между публикуемыми фактами и теми, что существуют в реальности. Фактчекинг стал развиваться наряду со сложившимся опытом расследовательской журналистики и омбудсменства (саморегулирование прессы). К предшественникам фактчекинга можно отнести, например, открытие информационных агентств, движение «разгребателей грязи» и зарождение расследовательской журналистики, а также распространение института редакционных омбудсменов.

На современном этапе развития информационного общества остро стоит проблема верификации информации СМИ и социальных медиа.  Не является исключением и проблема подлинности научной информации: неточности в интерпретации вопросов, связанных с научно-популярной тематикой, и откровенные фальшивки, дискредитирующие научное знание, постоянно присутствуют в информационном пространстве.

В Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского уже 3 года существует и активно развивается Сетевой студенческий образовательный проект по верификации информации EUFactcheck / #СТУДFACTCHECK. На данный момент под руководством преподавателей в проекте принимают участие 20 студентов ИФИЖ (Институт филологии и журналистики). В ноябре 2021 года к команде проекта присоединились студенты ИББМ (Институт биологии и биомедицины), которые интересуются практическими аспектами популяризации науки.

Развитие информационных технологий, новых медиа и социальных сетей ставит задачу освоения новых подходов к подаче информационного контента в системе освещения научно-популярной тематики. Одной из важных задач является, в том числе, обучение технологиям верификации информации в СМИ и социальных медиа как необходимого условия профессионализма и журналистов СМИ, и сотрудников пресс-служб научных организаций

– отмечает Людмила Макарова, руководитель проекта, заместитель директора Института филологии и журналистики Нижегородского университета, доцент кафедры журналистики.

Проект реализуется по принципу специального семинара и проектной работы в малых группах, оно осуществляется в рамках внеучебной деятельности и носит добровольный характер. Руководитель проекта и кураторы из числа преподавателей ИФИЖ организуют и контролируют студентов. На данный момент каждая группа, которая участвует в проекте и работает над сюжетом, включает студентов старших курсов, имеющих опыт, и «новичков». «Старшие» выполняют функции кураторов, помогают с поиском сюжетов для верификации, статистики, переводом, проверяют черновые варианты.  По отдельным аспектам работы над сюжетом студенты – кураторы проводят самостоятельные лекции и презентации для тех, кто учится на младших курсах, делятся опытом. Всю работу по проверке информации делают сами студенты, они также самостоятельно участвуют в продвижении проекта.

Изначально наш проект был связан с участием Нижегородского университета в деятельности Европейской ассоциации преподавания журналистики (EJTA), с 2020 года мы размещали свои публикации на английском языке на портале ассоциации. С марта 2022 года мы работаем самостоятельно, сохраняя, однако, достаточно жесткие в профессиональном плане требования к технологии верификации. Свои исследования мы размещаем на портале ННГУ на русском и английском языках. На данный момент мы сделали 20 сюжетов в разных жанрах

– отмечает Людмила Макарова.

В апреле 2022 года в рамках сетевого партнерства между вузами в проекте изъявили желание принять участие студенты и преподаватели Удмуртского государственного университета, Институт социальных коммуникаций (ИСК), направление «Реклама и связи с общественностью». Начиная с мая 2022 года, коллеги из Ижевска осваивают методику верификации информации на семинарах, которые проходят в онлайн формате, обсуждают практические аспекты совместной работы. В своей работе студенты УдГУ используют технологии верификации, которые применяются в рамках проекта EUFactcheck/#СТУДFACTCHECK.

         Научно-популярная тематика является важным направлением проекта.  На данный момент студенты подготовили 8 исследований, связанных с проверкой научной информации, из них 2 – в сотрудничестве с немецкими студентами из JADE University of Applied Sciences, Wilhelmshaven.

Несомненно, что научная тематика представляет собой особую сферу в системе проверки информации. Ведь «непосвященный» человек не может сразу понять, что перед ним: объективное отображение результатов научного поиска или фальшивка, созданная в целях мистификации или даже преднамеренного обмана аудитории. Проверка таких фактов требует обязательного участия экспертов, работы с данными, в том числе с большими данными, знания терминологии и истории вопроса. Чаще всего причиной недостоверной интерпретации научной информации в СМИ является нежелание журналиста уточнить и проверить факт, обратиться к эксперту, стремление к сенсации, привлечению внимания к своему материалу. Научить будущих журналистов терпению, аккуратности в обращении с фактами- одна из задач проекта.

Отрадно, что представители научного сообщества понимают важное значение нашей работы. Мы благодарны всем, кто откликается на просьбы об интервью, предоставляет статистику, разъясняет термины, помогает с переводом научного контента на английский язык. Мы сделали сюжеты о вреде шума и курения на здоровье человека, о проблемах генетики и генной инженерии, об угрозе распространения птичьего гриппа. Наше первое исследование было посвящено проблеме распространения борщевика и его вреда для окружающей среды.  После того, как мы неоднократно изучили базы данных, проанализировали мнения экспертов, мы, наконец, смогли сделать обоснованные выводы. В какой-то момент нам показалось, что больше нас об этом вредном растении не знает никто!

– делится мнением руководитель проекта.

Сетевой студенческий образовательный проект по верификации информации EUFactcheck/#СТУДFACTCHECK в Нижегородском государственном университете позволяет формировать профессиональные навыки студентов, а также коммуникативные и управленческие компетенции. Он расширяет знания и кругозор в разных областях, развивает эрудицию. Несомненно, он имеет и воспитательное значение, поскольку формирует у будущих журналистов и специалистов в сфере массовых коммуникаций важные нравственные ориентиры, связанные с нетерпимостью ко лжи и манипуляции, распространению недостоверной информации.

Источник: poisknn.ru

Все новости