A
A
A

Цвет сайта

A
A
Обычная версия
Главная - Новости - Международная стажировка студентов-журналистов.

Международная стажировка студентов-журналистов.

11 мая 2017

С 1 по 6 мая студенты кафедры журналистики ННГУ им. Н.И. Лобачевского приняли участие в семинаре «Становление журналиста в мультикультурном обществе». Мероприятие проходило в Берлине (Германия) в рамках сотрудничества Университета Лобачевского, Университета Волды (Норвегия) и Академии прав человека (Норвегия).

– Ну ты с опозданием, как всегда! – говорит мне одногруппник, встречая в аэропорту. Сумка с фотоаппаратом на плече, за спиной рюкзак, чемодан в руке – в полной боевой готовности. И вот, в руке два заветных посадочных. Вылетаем.

Вместо того, чтобы прибыть в новое место, полные новых надежд и стремлений, мы прибыли просто уставшие и сонные. Наше первое знакомство с берлинскими улочками состоялось,  фактически, вслепую, с периодически подглядыванием  на плохо работающую карту. Поэтому, взяв за ориентир видную отовсюду знаменитую берлинскую телебашню, мы пытаемся найти хоть одно заведение общепита, работающее в праздничный день.

Сами того не понимая, мы все-таки дошли до центра города. Сразу в глаза бросился  резкий контраст суперсовременных зданий «из стекла и металла» и старинных памятников. Кроме того, во всех зданиях видна очень четкая геометрия – вся архитектура основана на простых фигурах. Очередной раз запутавшись в, казалось бы, совершено прямых улицах, невольно сравниваю Берлин с Санкт-Петербургом. Как и в северной столице, в немецкой все основные достопримечательности находятся вроде бы в одном месте, но если не знаешь, куда вовремя повернуть, можно выйти совершенно не к тому месту, к которому ожидал. А венчает красоту исторического центра у обоих городов – величественный кафедральный собор.

От такой путаницы спасает развитая система городского общественного транспорта: желтые поезда курсируют в трех плоскостях: как метро под землей, как трамваи на земле, и как электрички «по воздуху» – если железнодорожное полотно приподнято над землей. Кроме того, наша маленькая группа, наверное, поставила своеобразный рекорд по пешеходным путешествиям: хотелось посмотреть как можно больше, поэтому почти все свободное время мы тратили на прогулки.

Очень приятное впечатление получили от посещения Гамбургского музея современного искусства, где можно было не только посмотреть (к примеру, на картины скандального Уорхолла), но и потрогать практически всю экспозицию.  К примеру, там есть зал, полностью заставленный радиоприемниками разных десятилетий прошлого века. Если нажать на педаль – динамик сначала захрипит, но потом издаст довольно бодрую, а главное, аутентичную мелодию, которая, скорее всего, когда-то играла из его динамика.

Хотя, основную часть дня у нас, все-таки, занимала учеба. Если честно, я страшно боялась первой лекции, даже при наличии вполне сносного уровня английского. Ведь одно дело – разговаривать на языке на парах со своими одногруппниками, и совсем другое – с настоящими иностранцами, тем более такими, для которых английский тоже не является родным.  К счастью, все мои опасения оказались напрасными. Занятия, которые проводили наши тренеры Лилиан Йорт и Марит Лангмар, были очень живые и больше похожи на дискуссию, так как они постоянно спрашивали наше мнение.

Причем, говорили и Марит, и Лилиан, очень просто и понятно. В какой-то момент, я даже забывала, что беседа ведется на английском, и только выйдя их кабинета, обсуждая с ребятами материал, понимала, что непроизвольно употребляю в речи иностранные слова, не найдя русского аналога.

Можно с уверенностью сказать, что вся наша группа очень хорошо «прокачала» свои лингвистические навыки. Если в начале поездки многие еще как-то стеснялись спросить дорогу у прохожего или уточнить у тренера какой-то нюанс в лекции, то к концу курса этот языковой барьер был уверенно взят. Этому очень поспособствовала дружеская и теплая атмосфера, как и внутри группы, так и всего коллектива на занятиях.

Весь курс обучения был посвящен межкультурному пониманию и правам человека и журналиста в мультикультурной среде. Мы изучали такие важные для мирового сообщества документы, как Европейская конвенция по правам человека, Всемирная Декларация Прав Человека.

Но особенность нашего курса состояла в том, что изучали мы, казалось бы, теоретические понятия, в основном, на практике! Неожиданно получилось так, что за один учебный день у нас было не меньше трех самостоятельных групповых работ по пройденному материалу. Это были и творческие  проекты, и различные игры на сообразительность и быстроту реакции.

Мне лично больше всего запомнился тренинг, в котором надо было встать, отсчитать про себя минуту с закрытыми глазами, а потом сесть обратно на стул. После окончания эксперимента, тренеры отметили, что все мы посчитали про себя по-разному. Очень запомнилась фраза Марит на этот счет: «Все мы знаем, что минута состоит из 60 секунд. Но для каждого из нас они длятся по-своему». Поэтому, стоит поблагодарить наших тренеров за то, что у каждого была возможность высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу.

Благодаря этой стажировке мы много узнали и о жизни Германии.  Разговор с представителями некоммерческих организаций – Георгом Пиркером и Нильсом Зиммерманом помог увидеть особенности социальной жизни страны.  Интересной была и лекция профессора Открытого Берлинского Университета Каролы Ритчер.

В  целом, весь курс помог лично мне понять, что знание всех этих, казалось бы, скучных документов по правам человека необходимо каждому человеку, но журналисту – в особенности.  

Наверное, одной из самых важных тем в эти дни стала тема Великой Отечественной войны. Так вышло, что большую часть времени мы пробыли на территории бывшей ГДР, а в Берлине почти вся эта местность является одним большим мемориалом Второй Мировой. Так или иначе, во время обзорной экскурсии по городу периодически появлялись какие-то щемящие чувства. У стен Рейхстага перед глазами всплывала знаменитая фотография водружения знамени Победы, а у Браденбургских ворот невольно вспоминались мотивы военных песен.

При посещении мемориала погибших при Холоскосте  многие были потрясены. Под самим мемориалом располагается одноименный музей, где собрано очень много воспоминаний, пересказанных историй, личных вещей, а главное – прощальных записок. Также всей группе запомнилось посещение Берлин-Хоэншёнхаузен или же, как этот музей называют в народе «Штази».

Но самым впечатляющим мемориалом, как мне кажется, стал монумент «Воин-освободитель» в Трептов парке. Мы добрались до него сами, поздно вечером, когда парк уже пустовал. Перед ним несложно потерять дар речи – величественный и невероятно сильный по своей энергетике мемориал не оставляет равнодушным никого. Непонятно что это – генетическая память или всплеск национальной гордости, но что-то пронзительно ёкает в душе, когда смотришь на каменного героя и читаешь надпись внутри памятного зала.

Этот монумент вызывает очень смешанные чувства скорби  и гордости одновременно. Второй мемориал Советскому солдату, что мы посетили в Тиргардене, казался более торжественным и парадным. И у первого, и второго мемориала лежали свежие цветы.

Казалось бы, после такого из Берлина мы привезли только воспоминания об учебе и о соприкосновении с историей. Но нет. Был еще один очень важный момент, без которого подобная поездка, действительно, превратилась бы в сугубо академическую. И это – дружба. Эту поездку мы запомним, если не на всю жизнь, то точно надолго.

Ксения Новикова, 1 курс

 

 

Все новости