Год литературы

Мероприятия в Год литературы под эгидой и при участии филологического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского

 

 

 

  1. БОЛЬШИЕ МЕСТНЫЕ ЧТЕНИЯ

(дата проведения — март 2015)

БМЧ станут главным поэтическим событием для Нижнего Новгорода в плане максимально полной репрезентации творчества нижегородских авторов. Фактически, для нижегородских поэтов – это отчет о проделанной работе, предъявление публике написанного за год.

P.S. Организаторы – кафедра русской литературы, Центр литературного краеведения

  1. Поэтический фестиваль «СТРЕЛКА» (апрель 2015).

    Фестиваль является одним из наиболее известных и востребованных поэтических фестивалей всероссийского масштаба и не нуждается в дополнительном представлении. В 2015 году у фестиваля будет юбилей, 10 лет с момента проведения самой первой «Стрелки», поэтому ретроспекция процесса будет учтена в проблематике фестиваля.

P.S. Организатор и ответственный за проведение – доц. Прощин Е.Е.

  1. Мини-конференция «РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПОЭТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ» в рамках фестиваля «Стрелка».

P.S. Организаторs – кафедра русской литературы ННГУ им. Н.И. Лобачевского, Центр литературного краеведения.

  1. Участие в социальной акции «Читаем новую прозу» (Библионочь, 24 апреля).
  2. Участие в издании поэтической газеты «МЕТРОМОСТ».

В 2015 году начнет выходить нижегородская поэтическая газета «Метромост». Последнее время в меняющейся культурно-политической российской ситуации проблемы регионалистики (Local Studies) начинают осознаваться как особенно актуальные, и все отчетливее можно наблюдать тенденцию децентрализации современной искусства. Благодаря этому возникают новые маршруты культурной географии, позволяющие переосмыслить как соотношение текста и контекста, так и неочевидные возможности культурных коммуникационных сетей, остававшихся скрытыми в логике центра-периферии.

Для Нижегородского региона метромост – один из ключевых концептов из области коммуникации и транспорта, так как обеспечивает новые возможности передвижения в пространстве города, а также работает с парой наземного / подземного (метро / наземный транспорт) как с соотношением очевидного и таящегося под спудом. Одним из основных выступает топологический принцип: материалы даются не линейно (поэтому списки, традиционная рубрикация, тематический принцип как способ организации информации отвергаются), а посредством обнаружения связей и сетей, на разных уровнях наглядно демонстрирующих концептуальные, эстетические, контекстные отношения между разными материалами.

Этот же принцип положен в основу редакторской стратегии. Поэтическая газета «Метромост» призвана документировать и репрезентировать процессы, характерные для современной нижегородской поэзии. Поэтому главное внимание в ней должно быть уделено текстам местных авторов. Но это не простая компиляция «за истекший период», а попытка экспликации, может быть, неявных для самих поэтов связей и взаимодействий. Отбор поэтических материалов предполагается осуществлять не традиционным образом, когда один-два редактора полностью отвечают за контент, но с помощью прямого опроса нижегородских поэтов: что они могут выделить для публикации из написанного другими авторами в промежуток между выходом номеров газеты. Такой коллективный редактор – прямая противоположность редакторскому волюнтаризму.

При этом в газете не предполагает «замыкание» исключительно на местном материале: в каждом номере планируется участие авторов ближнего и дальнего зарубежья (в том числе в виде переводов), а также региональной российской поэзии. В газете будут публиковаться критические статьи, анонсы нижегородских мероприятий и проектов, связанных с литературой, а также рефлексивные маргиналии и «странные» тексты, связанные с поэзией.

Планируется, что газета будет выходить раз в две недели под эгидой издательских проектов Нижегородского филиала ГЦСИ и с участием сотрудников кафедры русской литературы ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

  1. Участие в проведении цикла семинаров-бесед «ПОЭЗИЯ И АКТУАЛЬНЫЕ ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (весна 2015 г.).

Цикл встреч «Поэзия и актуальные гуманитарные исследования» направлен на взаимодействие участников нижегородского литературного процесса с ведущими вузами города. Тема каждой встречи определяется спецификой деятельности того или иного вуза и ее связью с актуальными вопросами художественной и гуманитарной практики.

Конец XX – начало XXI века может быть правомерно отмечен как время подъема российской поэтической жизни. Широкий спектр авторских стратегий и практик, разнообразие способов репрезентации поэтических текстов, налаженная система литературных мероприятий (и не только в столицах) – все это говорит в пользу данного утверждения. Однако достаточно очевидно, что тот мощный импульс, который русская поэзия получила в связи с устранением идеологического контроля и становлением новой социокультурной ситуации в конце 1980-х гг., сегодня исчерпан. Отсюда вытекает необходимость осмысления пройденного русской поэзией в последние 15-20 лет пути. Непрекращающаяся информационная революция, перекраивающая культурно-знаковое пространство, требует постановки вопроса о соотношении новых траекторий в поэзии и репрезентации литературного процесса. Сложная, постоянно трансформирующаяся структура современного поэтического высказывания нуждается в адекватных формах репрезентации, и здесь взаимодействие между поэзией и другими гуманитарными практиками может оказаться продуктивным.

Актуальным остается обращение к современному опыту смежных искусств и гуманитарных практик: взаимное притяжение и отталкивание поэзии и визуальных искусств, поэзии и музыки, поэзии и философии и т.д. исторически обогащало культуру и позволяло почувствовать «дух времени». Во второй половине XX в. эта тенденция расширилась за счет установки в науке – на междисциплинарность, в искусстве – на преодоление границ между искусством и гуманитарным / естественнонаучным знанием. В то же время подобная работа сегодня осложняется очевидными коммуникативными трудностями между различными сферами культуры: каждая из них может быть охарактеризована как самодостаточная «языковая игра» со своей иерархией и системой координат, представители которой часто почти не имеют представления о происходящем в смежной области.

Задача цикла мероприятий «Поэзия и актуальные гуманитарные исследования» – попытаться преодолеть барьеры между поэзией и современным научным знанием, между поэзией и другими новейшими художественными практиками. Особенно важной такая работа представляется в региональном контексте, где развитие гуманитарной сферы часто сталкивается с недостатком человеческих и материальных ресурсов.

  1. Участие в подготовке книг для серии «Нижегородское собрание сочинений», выпускаемой издательством «Бегемот» (весь 2015 г.)
  2. Участие в серии встреч «Читаем новую прозу», которые будут проводиться издательством «Бегемот» на базе Нижегородского филиала Государственного Центра Современного Искусства (март – декабрь 2015 г.).
  3. Ежегодная конференция по проблематике современной русской поэзии (филфак ННГУ) для аспирантов и молодых ученых.

    Первая конференция этого рода, получившая статус всероссийской, была успешно проведена кафедрой русской литературы ННГУ им. Н.И. Лобачевского в декабре 2014 г. Следующая конференция будет проведена в декабре 2015 г.

  4. ПОЭТИЧЕСКАЯ СЕРИЯ АРСЕНАЛА.

Данная серия нацелена на издание региональных авторов. В серии, выпускаемой нижегородским филиалом ГЦСИ, уже вышел ряд книг, составителями, редакторами и авторами предисловий которых были сотрудники кафедры русской литературы им. Н.И. Лобачевского – Коровашко А.В. и Прощин Е.Е.

В 2015 издание книг серии будет продолжено.

  1. Радиопередача «ПЛЕТЕНИЕ СЛОВЕС» (2015 г.).

Передача, посвященная современной литературе и культуре, выходит в эфир с сентябрь 2014.

Ведущий – Прощин Е.Е.

Гости передачи – известные российские поэты, прозаики и деятели культуры.

  1. ПРОЕКТ «ДИСТАНЦИИ» (весна – зима 2015 г.).

Поэтический проект «Дистанции» призван представить нижегородской публике молодую российскую поэзию. Направленность проекта связана с репрезентацией разнообразия поэтик младшего литературного поколения, а также географической специфики русской поэзии: планируется, что авторы, выступающие в рамках одного вечера, представят различные города (Москва, Санкт-Петербург и региональные поэтические центры). Помимо чтения собственных стихов авторам будет предложено отрефлексировать свое творчество и пообщаться со зрителями в вопросно-ответном режиме. Также каждый выступающий должен будет выбрать творчество автора более старшего поколения и представить его в свободной форме как важный для себя поэтический ориентир.

Организаторы мероприятий, связанных с проектом, — кафедра русской литературы ННГУ им. Н.И. Лобачевского и Центр литературного краеведения.

  1. Проект АНТОЛОГИЯ-XXI (весна – зима 2015 г.).

Главная цель этого цикла — максимально полно репрезентировать для нижегородской публики ключевые имена современной русской поэзии. Речь идет о ныне активных авторах, чье творчество оформлялось во второй половине ХХ века (1960-90-е), но продолжает развиваться до сих пор.

Организаторы мероприятий, связанных с проектом, — кафедра русской литературы ННГУ им. Н.И. Лобачевского и Центр литературного краеведения.

  1. «Летняя школа критики»

    Проект, направленный на профессионализацию молодых специалистов, выбравших своей основной областью современную литературу и культуру. В рамках школы планируется практическая работа по анализу имеющихся стратегий получения критического знания, встречи с известными критиками, редакторами и издателями, позволяющие представить профессиональное поле критики сегодня, написание своих творческих работ и их анализ профессионалами.

Организаторы — кафедра русской литературы ННГУ им. Н.И. Лобачевского и Центр литературного краеведения.

  1. Издание поэтической серии «Нижегородские поэты Серебряного века», подготовленной кафедрой русской литературы ННГУ им. Н.И. Лобачевского и Центром литературного краеведения (весна – зима 2015 г.).
  2. Методологический проект «Возможные модели пространства»(весна – зима 2015 г.).

    В настоящее время единой гуманитарной области, занимающейся исследованием пространства, не существует, но есть различные области, предлагающие взгляд на поставленную проблему: классическое краеведение, исследование «городского текста», «история повседневности», «метагеография», когнитивные исследования в области базовой пространственной концептуализации (Лакофф и др.), микроурбанистика и др. В рамках программы «Возможные модели пространства» предполагаются встречи со специалистами, работающими в намеченных областях, за счет чего у студентов сформируется представление о широте гуманитарного поля, в котором они начнут ориентироваться, и в дальнейшем, возможно, продолжат свою профессиональную деятельность.

Организаторы — кафедра русской литературы ННГУ им. Н.И. Лобачевского и Центр литературного краеведения.

Все новости